Форма входа

Часы

Поиск

...

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статистика

Статистика Рамблер





Понедельник, 25.05.2020, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS
АНДРЕ МОРУА
Главная | Регистрация | Вход
Скользящая прогулка. "Париж" Андре Моруа


Открывая книгу, написанную автором обстоятельных биографий Гюго, Жорж Санд, Бальзака, Дизраэли, Флеминга, предполагаешь увидеть такое же фундаментальное описание города. Но "Париж" Моруа далеко не столь подробен и скрупулезен, как мы того ожидаем. 

Книга невелика по объему: из двухсот с небольшим страниц только половина принадлежит Моруа, другую занимает издательский комментарий. Он состоит из небольших статей, рассказывающих о тех или иных объектах, упомянутых писателем, но существует как бы отдельно от основного текста. 

Добавлены (безусловно, к месту) десятка три черно-белых фотографий 50–60-х годов. 

Писатель сам определяет своего адресата, предваряя текст главой "Письмо к иностранке", в которой он обращается к своей воображаемой слушательнице. Он предлагает ей пройтись по Парижу, в котором она уже мысленно жила и по-своему неплохо знает. И действительно, кто из нас не изучил заочно этот город по романам Дюма-отца, "Человеческой комедии" Бальзака или эпопеи Пруста! 

Моруа проводит свою спутницу по главным улицам и районам города: Иль-де-Франс и Лувр, Елисейские Поля и Булонский лес, аристократический квартал Марэ и студенческий Латинский квартал, многочисленные бульвары и набережные, Монмартр и Монпарнас. Его комментарий вскользь касается истории, архитектуры, нравов или увиденных уличных сцен. Он рассказывает о Париже не как исследователь, а как его житель, который понимает, чем отличаются жители разных кварталов, знает, что говорит цветочница, когда вы покупаете у нее букетик фиалок, и может подсказать, на какой набережной можно купить забавные безделушки, а на какой редкие букинистические издания. 

Так показывают Париж молодой знакомой барышне, которую нельзя обременять излишними деталями и чей кругозор ограничивается стандартным набором имен, известных любому мало-мальски начитанному человеку: Гюго, Колет, Сартр, Утрилло. 

Моруа не занимается интерпретациями городского пространства и поисками смыслов, не навязывает свое чувствование Парижа – это не входит в его задачи. Его Париж не плох и не хорош. Автор понимает, что для каждого, кто бывал в этом городе, он совершенно разный. Нужно просто задать нужное направление, а там уж человек разберется. В заключительной главе он подводит итог недолгой прогулке: "Я мог вам внушить страсть к Парижу. А теперь – идите куда глаза глядят. <...> Только так можно узнать". Постоянно недоговаривая, Моруа намеренно подстегивает наше любопытство, побуждая изучать город самостоятельно. 

Сейчас, когда нет недостатка в подробнейших иллюстрированных путеводителях и когда становятся все более популярными многостраничные интеллектуальные "биографии" города вроде "Лондона" Акройда и "Стамбула" Памука, "Париж" Моруа может показаться чересчур пресным. 

Тем не менее книга пригодится многим: и тем, кто очень любит Париж (пусть даже заочно) и хочет еще раз мысленно оказаться на его улицах, и тем, кто бывал там и у кого до сих пор замирает сердце от воркования уличной торговки: "Бери, моя красотка, бери, моя дорогая, бери, моя милая!.."


Мария Шабурова, "Книжное обозрение"


Copyright MyCorp © 2020